Кривой Рог глазами москвича: «И тут приходит ЭТО. Просто сносит крышу!» (фото)

22.02.2018

Александр Беленький - блогер из Москвы. Путешествует с фотоаппаратам по бывшим республикам
бывшего Советского Союза и делает увлекательные фоторепортажи. 16 февраля он побывал в
Кривом Роге.

Его поразил наш подземный трамвай.

"Стоишь как будто на платформе станции метро, и тут приходит ЭТО. Просто сносит крышу! Ещё одно доказательство того, что в первую очередь именно на Украину Советский Союз не жалел ни денег, ни сил. Уникальный подземный трамвай в Кривом Роге.

Один из последних транспортных проектов великой страны – для самого длинного города. Метротрам достался Украине "конфеткой", но при новой власти превратился в… А, впрочем, смотрите сами, покажу, пока этот аттракцион ещё работает. Стоит, кстати, 5 рублей – дешевле некуда!

1 Таких городов по бывшему Союзу десятки. Широкие, но разбитые проспекты, разносолы социальных трущоб — хрущёвки, брежневки, бараки…тёплые и тесные внутри, убогие и ветхие снаружи. Типовая архитектура, типичные люди, однотипные города. Но именно украинский Кривой Рог мне запомнится надолго.

2 Туристу здесь делать нечего, хотя красивые здания встречаются.


3 Особенно приятно с удивлением обнаружить необычные витражи в здании почты с красивым индексом 50000. Люди будущего, космонавты, читающие письма на орбите Земли. Так нас, живущих в двадцать первом веке, представляли наши недавние предки.



4 В городе мало достопримечательностей, но много заводов. Пожалуй, нужно было отправиться туда и добавить в этот репортаж оранжевые краски металлургии или чёрную копоть угля, но вместо этого я весь день катался на трамвае. А казака Рога, в честь которого был назван город (казак был одноглазый, страшный и кривой) снял между поездками.


5 Цветочные часы только летом покрыты цветами, но тоже место для города знаковое. Администрацию, цирк, рынок и всё остальное не буду вам показывать, ладно? Поверьте, оно точно такое же, как в вашем постсоветском городе.

6 Зато памятника неработающим солнечным панелям вы нигде в мире не найдёте! “Зелёная энергия будущего” — написано. Сначала я подумал, что это станция подзарядки мобильников, ну классная же идея. Нет, это просто столб, и панели вообще не подключены. Потому что будущее в Кривом Роге пока не наступило.



7 Настоящее представляет собой хаотичную парковку, засилье рекламы и маршрутки, как главный вид общественного транспорта. В Роге есть автобусы, троллейбусы и трамваи, но они проигрывают частникам.


8 И видели бы вы эти маршрутки, вовек бы в них не сели! Зато это просто, дёшево и сердито. Развивать полноценный транспорт дорого и экономически невыгодно.


9 Но с советской поры в Кривом Роге сохранилось произведение транспортного искусства — подземный трамвай! Некоторые называют его метро, другие просто скоростным трамваем, и те и другие правы: пути полностью изолированы от дорожной сети города, для входа на станцию нужно пройти через турникет…и это чудо спасает жителей самого длинного города Европы: от одного конца Рога до другого без малого сотня километров!


10 В центре станции подземные, вход очень напоминает обычный внеуличный переход. Постамент слева — остатки памятника Ленину, снесённого в ходе народной декоммунизации.


11 Билет стоит 2,5 гривны (5 рублей), а рядом с окошком кассы ещё сохранились советские разменные автоматы: такие же точно были в Москве, а жетон по всей стране стоит пять копеек.


12 Жетоны живы в Кривом Роге и поныне. Такие же пластиковые, но ярко-рыжие, с рекламой какого-то банка на них.


13 История появления необычного транспорта любопытна. Вообще, по советским нормам, Кривому Рогу метрополитен не полагался, 600-тысячный город даже близко не дотягивал до миллионного рубежа и даже не являлся столицей региона, тогда как в самом Днепропетровске метро тоже не было! И всё же, транспортный вопрос нужно было решать, "растянутый" на десятки километров Рог требовалось связать скоростным транспортом, вот и решили строить свой метрополитен с трамваем вместо электропоезда. Метротрам задумали в начале семидесятых, но открыли только в конце 1986-го, в разгар перестройки и уже после Чернобыля.


14 Настоящих подземных станций всего две: Проспект Металлургов и Дом Советов. Окажись вы тут впервые, точно порвёте все шаблоны, когда увидите, как на обычную станцию метро приезжает обычный советский трамвай. Вещи привычные по отдельности, но совершенно не представляемые вместе!


15 В бывшем СССР существует ещё одна система метротрама, в Волгограде, я делал о ней репортаж. Но украинский проект круче, так как он полностью изолирован от уличной сети, а российский лишь ненадолго ныряет под землю, в остальных же районах это тупо обычный вагон с кондуктором внутри.


16 Нужно сказать, что и криворожский трам в последнее время пошёл по кривой дорожке: чтобы продлить линии, его пришлось связать с сетью обычного городского трамвая на южном направлении: после станции “Кольцевая” выходит из себя и превращается в тыкву, из скоростного становится обычным. Последние полноценные станции были построены ещё при Кучме, городу требуются новые станции, но денег нет.

17 Трамвай — самый лучший и уютный городской транспорт. Особенно если это старая добрая чешская Татра, надёжная, тёплая и душевная машина. В криворожском парке большинство как раз такие.


18 Выезжаем на поверхность.


19 Станция “Мудрёная”. Прикольное название. Гораздо лучше, чем кондовое “Дзержинская”, так было ещё недавно.


20 Мне, москвичу эти уличные станции напоминают Филёвскую линию метро.


21 Коту не хватает на проезд. Подкинете мелочи?


22 Вестибюль "Мудрёной" тоже очень похож на московские станции, например "Ботанический сад" или "Владыкино".


23 Криворожане про себя называют станцию "подводной лодкой".



24 Станция построена в странном районе, за железнодорожным вокзалом, недалеко от центра, но вокург уже частный сектор и ни одной многоэтажки.


25 Фотографировать в "Криворожском метро" можно, но это аттракцион, про который нужно рассказать отдельно. На каждой станции находятся дежурные (на перронах) и контролёры у турникетов. Все они очень нервно реагируют на камеру, и считают своим долгом сделать замечание.

"Вы что, не знаете, что здесь нельзя снимать?" - так начиналась беседа, которую мне пришлось провести в тот день раз, наверное, пять.


26 Нет, не знаю. Перед поездкой в Украину я специально готовился, в том числе, ко всевозможным запретом съёмки, выписал себе содержимое 34 статьи Конституции (о свободе получения информации) для цитирования, но всё это не пригодилось: станционные тётки живут в мире собственных иллюзий и давнему, наверняка ещё советскому распоряжению начальства: "фотографировать - нельзя". Хотя на дверях при входе на станцию сказано лишь о запрете видео- и киносъёмки.

"А какая разница, фото или видео?" - с таким аргументом сложно спросить, но я попытался.


27 На самом деле, запрета съёмки (и фото и видео) вообще нет в правилах пользования скоростным трамваем, он существует лишь в головах станционных смотрителей. Это значит, что все их замечания можно пропускать мимо ушей, не забывая про вежливость: тётушки хоть и надоедливые, но грань не переходят, не оскорбляют и не кричат, только возмущённо топают ножкой, в их головах так и не может уложиться, что их требования незаконны. Так что снимайте на здоровье, в самом крайнем случае, если они действительно решат вызвать полицию (и она решит приехать) никуда не бегите, а покажите им правила и подайте жалобу на неправомерные действия сотрудников метротрама. Нам хоть и грозили милицией, которая приедет и "отберёт камеру", вызывать никого не спешили. Может хоть до руководства трамвая дойдёт, и они дадут бдительным дежурным новую установку: "фотографировать разрешено"!


28 А так-то тётушки не злые, смотрите как заботливо они оформили станции в канун нового года собаки.


29 Ещё одна подземная станция - "Вечерний бульвар".


30 По городу я гулял в компании местного жителя, Максима. Спасибо ему, а то так и не увидел бы ничего, кроме самого трамвая. С Максимом мы познакомились тем же утром, случайно: я наткнулся на блог о Кривом Роге, написал его автору, Ростиславу, но он не отвечал. Тогда я решил найти его контакт, увидел что Ростислав работает в фотостудии "Этажи" и позвонил по указанному телефону. Мне ответил Максим, и сказал, что его партнёр по бизнесу находится не в городе, но узнав, что я блогер из Москвы и хочу погулять по городу, предложил помочь. Меня это тронуло, реально круто, когда незнакомый человек соглашается потратить несколько часов времени и провести экскурсию! Как потом выяснилось, Ростислав сам читает мой блог и несколько расстроился, что нам не удалось встретиться.


31 На северо-восток город тянется вдоль прямой, как стрела, Объездной дороги, сделанной из бетонных плит. Трясёт, гремит, но не разваливается. Параллельно идёт линия скоростного трамвая, а вдоль неё выстроились микрорайоны.


32 Станция "Солнечная" обслуживает жителей шести таких районов.


33 Вечером с завода, утром на завод, вот и вся радость жизни.


35 Трамвай строили городу "на вырост". Смотрите сами, на этой фотографии видно, что жилые дома есть только по левую сторону, справа пустыри и ЛЭП. Если вглядеться в гугл-карты (ссылка на точку) то будет заметно, что так - почти на всей протяжённости линии, кварталы просто не успели построить до развала СССР, а позже стало ни к чему.


36 Сразу за "Солнечной" находится трамвайное депо и станция "Площадь труда", последняя в советской очереди. Всё, что дальше, построено уже независимой Украиной в конце девяностых.


37 Станция "Индустриальная" стоит в чистом поле. Ближайший к ней жилой массив из десяти домов находится позади. На другой стороне - полуживой Криворожский завод горного оборудования.


38 По плану, здесь должны были стоять многоэтажки, жить люди, кипеть жизнь. Всего этого не случилось. Растёт картошка, и то хорошо.


39 Следующая станция метротрама и вовсе заброшена, подъехать к ней можно по узкой дорожке, местные жители используют асфальтированную тропинку для пробежки и прогулок с детьми.


40 Недостроенная "Шерстопрядильная" во всей красе, с объездной "бетонкой" и окрестными полями. Станцию строили по спецпроекту: в основу положены пирамидальные конструкции. С южной стороны имеется 6 "пирамид" небольшой высоты, боковые грани которых снизу сужаются и превращаются в 7 небольших опор. С севера расположена большая пирамида-вестибюль, там же расположены кассы и служебные помещения. Для перехода между платформами построен подземный переход.

Сейчас трамваи проезжают её мимо: жилые дома здесь так и не построили, хотя собирались. Нет и промышленного центра, на другой, "индустриальной" стороне стоят лишь руины шерстопрядильной фабрики, закрывшейся в 2001 году.


41 Но город на этом не заканчивается, и трамвай продолжает тянуться на северо-восток. Там обнаруживаются ещё штук семь Заречных микрорайонов и две метростанции.


42 Последняя из них, двухэтажная "Заречная". Одна из самых новых, и к сожалению, самых "убитых".


43 Станции давно требуется ремонт, часть проходов закрыта ленточками, чтобы не ходили.


44 На первом этаже расположены входы и вестибюли, на втором - сама станция с путями, но по наружным "балконам" второго этажа можно гулять. Или да, кататься на самокатах и роликах.


45 "Заречную" с помпой открывал президент Украины Леонид Кучма. Вот как тот день вспоминает криворожский блогер Ростислав Сергийчук.

-- На входе нам напоминают о личной поддержке экс-президента Л. Кучмы при строительстве станции “Заречной”. Хотя забыть такое нельзя, тысячи голодных, холодных школьников, среди которых и я, скандируют “ура” после трехчасового ожидания Кучмы и моментально разбегаются по домам отогреваться, ненавистно показывая “факи” снайперам на крышах.



46 А вот и архивная фотография тех времён, из блога Ростислава. Со дня открытия станция не знала даже косметического ремонта.


47 Не хотел бы заканчивать свой репортаж таким печальным аккордом, но по другому не получится. История скоростного трамвая, да и самого Кривого рога не только грустная, но и поучительная: выше потолка прыгнуть никак не получится. Советский Союз мыслил Пятилетками и жил перевыполнением планов, часто не считаясь с реальной необходимостью. Так же, как сейчас Китай, строит пустые города-миллионники, не потому что они нужны, а потому что китайцы могут. Вот и Кривой Рог строили на вырост, но...

 

Источник: https://macos.livejournal.com/1673260.html

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Мнения пользователей

Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 11:04.

Все правда! Но тогда хоть что то строили. А сейчас!!! Голимые коробки на остановках типа Семейки и Франсуа и все.

Опубликовано Гость в 23.02.2018 - 21:15.

ТАКОЕ ГАМНО КОТОРОЕ СТРОИЛИ ПРИ СОВЬЕТАХ В НОРМАЛЬНОМ МИРЕ ВСЁ СНЕСЛИ И СНОСЯТ КАК В РУМЫНИИ НАПРИМЕР ! А СЕЙЧАС ПРИШЛИ ТЕ БЛАТНЫЕ КТО ТЯЖЕЛЕЙ КУЯ В РУКАХ НИЧЕГО НЕ ДЕРЖАЛИ ,МЕЩАНЕ КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ УМЕЛИ ВИДЕТЬ РИСОВАТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СТРОИТЬ ,ТОЛЬКО ВОРОВАТЬ И ЖИТЬ НА ШАРУ !!!

Опубликовано Гость в 23.02.2018 - 21:18.

ВОН НА ФОТО КУЧМА ГОЛОВОРЕЗ ОТ ВАГНЕРА,ЛЕНТОЧКИ УМЕЛ РЕЗАТЬ И ГОЛОВЫ ЖУРНАЛИСТАМ !

Опубликовано Гундяй Крестово в 22.02.2018 - 11:20.

Украина сегодня - это Россия девяностых годов : убогость, серость, мусор, грязь. Сегодня города полумилионники России внешне сильно отличаются от украинских.

Опубликовано Ванда в 22.02.2018 - 12:31.

да, это так и есть.....даже не сравнить Белгород и Курск......ехали по дороге ночью, от Б., дорога просто скатерть.....фонари освещают как днем.......вроде попали заграницу....только въехали на территорию Курской области...все в раз поменялось....но все равно не сравнить с трассой Кривой Рог - Николаев........

Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 19:37.

Гундяй Крестовоздвиженский написал:
Единственные лучшие города России - это Москва и Санкт-Петербург. Всё остальное - мордор, заКАДье и заМКАДье.

А ты там был?? Белгород рядом, очень удивишься!!))

Опубликовано Mi3ч в 22.02.2018 - 12:49.

И я проложился к СК , в 95-м , после армейки почти год отработал

Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 12:54.

Трассы Кривой Рог - Николаев не существует, просто направление. Бюджеты сильно различаются - в России 35% уходит в центр, остальное остается региону. В Украине все уходит в центр, потом распределяют по регионам.

Опубликовано Ванда в 22.02.2018 - 13:39.

направления практически тоже не существует, когда едешь по этой дороге......про распределение точно.....до регионов оно практически и не доходит....

Опубликовано Гость! в 23.02.2018 - 2:24.

Как раз сейчас в центр и перестало как вы пишите "все"уходить...вы местной власти вопросы не пробовали задать почему Кривой рог один из самых убогих городов Страны ?реально просто памятник из прошлого...может просто потому что руководители из прошлого да и народ местный в основной своей массе инертный и менять ничего не хочет..

Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:46.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:46.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:47.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:48.
Опубликовано Гостья в 28.04.2018 - 15:48.
Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 14:22.

Молодец!! Всё объективно показал! Взгляд "со стороны" всегда полезен!!

Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 17:18.

Шош объективно. Перепись населения 1989г - 880 тыс., 2017- 630 тыс., учитывая как на сегодня тикают с окружающих сел. Так называемые патриоты, просто козлы, гимн научились петь, а содержание своего единственного ребенка перекладывают на родителей.

Опубликовано Гость в 22.02.2018 - 19:40.

Сам то понял что написал, гундосик??)) Хрю-хрю из тебя так и прёт!!)))

Опубликовано Гость в 24.02.2018 - 8:49.

Александр Беленький - блогер из Москвы. Путешествует с фотоаппаратам по бывшим республикам
бывшего Советского Союза и делает увлекательные фоторепортажи. 16 февраля он побывал в
Кривом Роге. - ЧЕРГОВА КРЕМЛІВСЬКА ПРОПАГАНДА ДЛЯ ВАТНОГО РУСЬКОГО МОЗКУ. І НАВІЩО ТАК ДОВГО ПИСАТИ "бьівшие республики сов.союза"...., А СЛОВО УКРАЇНА ДЛЯ НЬОГО ВАЖКО БУЛО НАПИСАТИ, ЧИ МАРЕННЯ ПРО СССР НЕ ДАЄ ПОКОЮ ЗАСЛАНОМУ ФСБешному МОСКОВИТУ.

Опубликовано Гость в 07.03.2018 - 14:14.

бомбануло-то как. главное аргументов куча.
вцелом написано все достаточно безпристрастно и непредвзято.
в Кривом Роге прожил почти 10 лет,не считая почти каждое лето в детстве.
помню как с помпой открывали эту самую солнечную зарядку, которую сами же и убили.
при мне же строили ветку СТ Вечерний бульвар - площадь Артема. Как татрами грунт возили и нас, пацанов, частенько катали. Много чего помню.

Опубликовано Гость в 24.02.2018 - 8:49.

Александр Беленький - блогер из Москвы. Путешествует с фотоаппаратам по бывшим республикам
бывшего Советского Союза и делает увлекательные фоторепортажи. 16 февраля он побывал в
Кривом Роге. - ЧЕРГОВА КРЕМЛІВСЬКА ПРОПАГАНДА ДЛЯ ВАТНОГО РУСЬКОГО МОЗКУ. І НАВІЩО ТАК ДОВГО ПИСАТИ "бьівшие республики сов.союза"...., А СЛОВО УКРАЇНА ДЛЯ НЬОГО ВАЖКО БУЛО НАПИСАТИ, ЧИ МАРЕННЯ ПРО СССР НЕ ДАЄ ПОКОЮ ЗАСЛАНОМУ ФСБешному МОСКОВИТУ.

Опубликовано Гость в 24.02.2018 - 8:50.

Александр Беленький - блогер из Москвы. Путешествует с фотоаппаратам по бывшим республикам
бывшего Советского Союза и делает увлекательные фоторепортажи. 16 февраля он побывал в
Кривом Роге. - ЧЕРГОВА КРЕМЛІВСЬКА ПРОПАГАНДА ДЛЯ ВАТНОГО РУСЬКОГО МОЗКУ. І НАВІЩО ТАК ДОВГО ПИСАТИ "бьівшие республики сов.союза"...., А СЛОВО УКРАЇНА ДЛЯ НЬОГО ВАЖКО БУЛО НАПИСАТИ, ЧИ МАРЕННЯ ПРО СССР НЕ ДАЄ ПОКОЮ ЗАСЛАНОМУ ФСБешному МОСКОВИТУ.

Добавить свое мнение

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
5 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.

Куда пойти?

Кино
Премьера: 02.08.2018
Темные умы
По мотивам серии романов Александры Брекен. От неизвестной болезни в Америке умерли 98% де...
Кино
Премьера: 27.09.2018
Мэнди
1983 год. Дровосек Ред с милой женой Мэнди тихо живут в сельской местности рядом с лесом....
Кино
Премьера: 02.08.2018
Кристофер Робин
В жизни повзрослевшего Кристофера Робина царит повседневная рутина. Однажды он встреч...
 
 
Loading...

Сообщить об ошибке

Если вы считаете, что выделенный текст содержит ошибку - сообщите об этом нам

Добавьте свое замечание, которое касается ошибки.
Закрыть